Русская духовная музыка
На Руси церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства со времен принятия христианства и до конца XVII века.
Древнерусское церковное пение было анонимно. Однако из письменных источников известны имена выдающихся мастеров XVI-XVII веков: новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин, работавшие при дворе Ивана Грозного. В XVI веке в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков.
В XVI веке возникло оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Появлялись теоретические руководства (например, Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца).
С середины XVII века наступил переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утвердился новый стиль хорового многоголосия – «партес».
XVIII век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства, так и высокохудожественной системы. В больших городах, прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризировалось. Приглашенные ко двору итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере.
В то же время в XVIII веке и в первой половине XIX века развивалось старообрядческое певческое искусство; сохранялось старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складывались оригинальные распевы крупных монастырей.