Гармонь

Гармонь являлась одним из самых распространенных народных музыкальных инструментов, а гармонист играл важную роль на деревенских посиделках, веселых ярмарках и вечеринках. Первоначально использовались гармони, изготовляемые мастерами-самоучками.

Затем все большее распространение стали получать инструменты заводского производства. Гармони ручной работы, обладающие своим неповторимым звучанием, разливом голосов, ценились особенно. Уже в оформлении было видно, сколько любви и труда вложил мастер при их изготовлении. Народность инструментам придавали яркие ситцевые меха с пестрой расцветкой. Планки украшались дивными узорами: то птицами из перламутра, то причудливыми орнаментами, напоминающей вышивку, то искусной резьбой. Очень часто образ инструмента и характер гармониста сливались в единое целое.

Псковская земля издавна славилась мастерами гармошечных дел. В Новоржевском крае в середине XIX века был известен мастер Разввеев. В начале XX века удивительные гармони делали братья Григорий и Михаил Ивановы, Алексей и Иван Старостины, Иван и Федор Гармонщиковы.

Фабричное производство этих музыкальных инструментов в начале XX века почти исчезло. Несмотря на это, на каждую большую деревню в Псковской губернии приходилось по одной, две гармони. Однако тип псковской гармони, называвшейся резухой, почти исчез. В начале 1920-х годов они сохранились лишь в отдельных деревнях Порховского и Холмского уездов. Вместо резухи в деревне использовались баяны, венские и немецкие гармони.

В 20-е годы советская власть видела в гармони инструмент утверждения нового быта, проводника задач культурной революции. И она стала необходимым атрибутом клубов, изб-читален.

Востребованной гармонь оказалась во время Великой Отечественной войны. В большом почете она была и в послевоенные годы. В 50-e годы в Пскове существовала артель, небольшое предприятие, где делали псковские гармони с маркой "Красный партизан". В некоторых семьях до сих пор хранят эти гармони и играют на них.

В 60-70-е годы эти музыкальные инструменты стали отходить на второй план. Даже в сельских клубах народ старались воспитывать на классической музыке.

В настоящее время делаются попытки возродить интерес к почти забытой гармони. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений.

Библиография

1. Иванова В. Играли на гармошках опочане / В. Иванова // Красный маяк (Опочецкий р-н). - 2006. - 10 июня. - С. 3.

О гармошечной коллекции кустарного и фабричного производства в экспозиции Опочецкого краеведческого музея.

2. Рингене Л. А сердце песни просит… // Псковская губерния. - 2001. - 30 авг. - 5 сен. - С. 16.

Валерий Найденышев, директор государственного унитарного предприятия "Славяне", решил возродить производство псковской гармони.

3. Филимонов А. Играй, гармонь! // Новости Пскова. - 2001. - 29 нояб. - прил. : с. 2. - (Псковский хронограф. - №9).

О псковском типе гармони – "резухе", о том, как в 1926 г. был организован конкурс гармонистов, баянистов, плясунов.

4. Федоров В. Новоржевская гармонь – в столичном музее // Новости Пскова. - 2001. - 2 марта. - С. 22.

В Москве открылся музей русской гармоники, где представлены инструменты из Псковской области.

5. Федоров В. Гармонь // Новости Пскова. - 2001. - 9 февр. - С. 22.

О псковской традиции исполнения гармони.

6. Найденышев В. Возродим производство псковской гармони // Псковская правда. - 2000. - 4-5 авг. - С. 13.

О мастерах гармонных дел Псковщины 19 в., состоянии этого промысла в настоящее время.

Скачать шаблоны joomla 3.x.